ЕВРОПЕЙСКИЙ СОВЕТ по СЕЛАМ и МАЛЫМ ГОРОДАМ
РОССИЙСКИЙ КОМИТЕТ по СЕЛАМ и МАЛЫМ ГОРОДАМ - ЕКОВАСТ
European Council for the village and small town ECOVAST
Russian Committee for the village and small town-ECOVAST
 

 

Проекты и предложения

 
   

СЕМИНАРЫ, КОМАНДИРОВКИ

Отчет о командировке научного сотрудника сектора Проблемы культурной среды поселений РИК
Денисовой Н.Л. в Котласский и Красноборский районы Архангельской области в июне 2009г.

Фотографии к отчету

В июне 2009г. мной было проведено исследование состояния сохранности памятников деревянного зодчества на территории Котласского и Красноборского районов, а также социокультурной роли сохранившихся памятников в жизни сельских поселений и малых городов указанных районов. Данное исследование продолжает ряд поездок по Архангельской области, совершенных мной в 2005-2008 гг., в результате которых были собраны данные по сохранности и социокультурной роли памятников деревянного зодчества на сельских территориях.
Помимо своей основной задачи – сбора материалов по памятникам – я приняла участие в Третьих открытых межрегиональных Строгановских чтениях, где выступила с докладом «Русский Север в живописи XIX-ХХ вв.». В Строгановских чтениях, которые организует Отдел по культуре и туризму Котласского района, участвуют художественные школы Архангельской области, художники из Академии художеств, сотрудники Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, музеев Сольвычегодска, Великого Устюга. В рамках Чтений были организованы поездки в указанные города, а также исторические деревни Котласского района.
Город Сольвычегодск, или, как его называли в древности, Соль-Вычегодская, Усолье Вычегодское, был основан во 2 пол. XV в. новгородцами и суздальцами. Возникший на путях в Сибирь, Сольвычегодск стал быстро развиваться. Во 2 пол. XVI-XVII вв. Сольвычегодск – крупный центр солеварения, ремесла и торговли, главная резиденция знаменитой династии Строгановых. Со Строгановыми связано строительство в Сольвычегодске первых каменных храмов – Благовещенского собора с фресками XVI в. и собора Введенского монастыря – блестящего памятника русского барокко. В оба храма Строгановы часто делали вклады – иконы, шитые золотом пелены, утварь, книги. Эти великолепные образцы прикладного и иконописного искусства Строгановской эпохи находятся теперь в экспозиции и фондах Сольвычегодского историко-художественного музея, расположенного в здании Благовещенского собора. К сожалению, приходится отметить тот факт, что оба каменных собора Сольвычегодска, дом купцов Пьянковых (1 пол. XIX в.), как и деревянная городская застройка XIX в. находятся в плачевном состоянии. Ремонт или реставрация зданий не проводилась давно, что сказывается на их сохранности. Представляя собой единый уникальный исторический и художественный памятник, безусловно, интересный для туристов, Сольвычегодск производит впечатление обветшавшего, неухоженного города. Пассивная позиция мэра Сольвычегодска и музейных сотрудников, при наличии на данной территории объектов культурного наследия мирового уровня, давно вызывает нарекания у администрации Котласского района и музейного сообщества Архангельской области, однако, перемен в культурной жизни Сольвычегодска в ближайшее время, по-видимому, ожидать не приходится. Положительным моментом является стремление жителей Сольвычегодска возродить традиционные женские ремесла, которыми славилась эта земля в прежние века: в городе успешно действует, являясь одновременно туристическим объектом, хорошо известная в ремесленных кругах Архангельской области, Школа народных ремесел, мастера которой занимаются ткачеством и другими видами рукоделия. Хотелось бы только, чтобы деятельность этой школы имела более открытый характер, т.к. на здании, где она расположена, нет даже соответствующей вывески, нет магазина, где туристы могли бы приобрести изделия мастеров школы.
Начиная с 1990-х гг. в июле в Сольвычегодске проводятся Прокопьевская ярмарка и Фестиваль юмора Козьмы Пруткова, чьей «родиной» является Сольвычегодская земля. Эти культурные события, собирающие гостей со всей Архангельской области и не только, имеют значение для местных жителей. В связи с этим еще более остро встает проблема отсутствия инфраструктуры: условий для проживания в городе туристов, регулярного транспорта (до Сольвычегодска надо добираться на пароме), а также неудовлетворительного состояния сохранности самих туристических объектов - памятников архитектуры. В продолжение прошлогодней поездки по Красноборскому району, когда были осмотрены памятники Красноборска, Пермогорья, Верхней Уфтюги и Шеломя, мной было сейчас проведено подобное исследование в селе Черевково, бывшем районном центре. В Черевково была произведена фотофиксация сохранившихся памятников каменной и деревянной архитектуры, как церковной, так и жилой. Были проведены интервью с местными жителями, директором Черевковского краеведческого музея, были изучены библиографические материалы по истории села Черевково и, в частности, Черевковского погоста.
Село Черевково, расположенное в 50 км от Красноборска, старинный ремесленный и торговый центр. Центром торговли с давних времен являлся Черевковский погост. К 1838г., когда завершились наиболее значительные строительные преобразования погоста, он состоял из деревянной теплой Успенской церкви с трапезной (1691г., была разобрана в 1930-е гг.), деревянной Петровской часовни (1 пол.XVIII в.), и большой каменной Троицкой церкви (1727-1765 г.). Утрата колокольни Троицкой церкви и Успенской церкви нарушила композицию погоста, однако, даже в таком виде он по-прежнему является архитектурной доминантой села. В 2000-х гг. была предпринята попытка со стороны местных жителей отреставрировать Троицкую церковь, однако, из-за нехватки средств, реставрация была прервана. Сейчас, помимо живописных руин Троицкой церкви, на территории погоста находится бывшая деревянная Петровская часовня клетского типа, преобразованная недавно в церковь путем пристройки алтаря (новая церковь будет освящена в июле этого года). Своим обликом (росписью западного фасада) она напоминает часовню в Верхней Уфтюге, являющуюся произведением местных мастеров. На погосте живет приходской священник. В Черевкове сохранилась деревянная и каменная застройка рубежа XIX-XX вв. На территории села встречаются как жилые дома, так и хозяйственные постройки XIX в. (амбар с галереей). Значительный интерес в Черевкове представляют деревянные дома купцов Гусевых к.XIX-н.ХХ вв. Их фасады украшены замечательной резьбой, которую уже редко можно увидеть на Севере. Несмотря на то, что дома купцов Гусевых хорошо известны всем исследователям деревянного зодчества, а также то, что эти памятники включены в путеводители по Красноборскому району, никаких попыток их консервации не делается. Из интервью директора Черевковского музея следует, что исторические здания Черевково вызывают стабильный интерес у исследователей, но, в виду того, что в них прописаны люди, становится проблематичной любые вмешательства в их собственность. В результате ученые фиксируют по сути процесс разрушения памятника. Тем не менее, Черевково – удивительное по своей сохранности, цельности исторического облика село, расположенное в чрезвычайно живописной местности. Вызывает сожаление тот факт, что в Черевково, довольно большом и живом селе, где есть больница, магазины, детская школа искусств, отсутствует гостиница. Учитывая тот факт, что администрации многих районов Архангельской области, в т.ч. Красноборского, ориентируют "сверху" на развитие туризма, туризм в Красноборском районе не развивается дальше путеводителей. Подразумевается, что администрации "на местах" будут сами, исходя из местного бюджета и за счет туристического потока, изыскивать возможности для развития туризма у себя в районе. Однако возникает замкнутый круг: туристов в Красноборском районе почти нет, т.к. плохо налажена инфраструктура, а последнюю трудно создать без средств, получаемых от туристической деятельности. Туристам, интересующимся историей, народным зодчеством, ремесленными центрами Русского Севера, как встарь, предоставляется самим искать возможность проживания в исторических селах Красноборья – Пермогорье, Черевково. Исключение составляет только Верхняя Уфтюга, где местной администрацией предпринимаются реальные попытки наладить сельский туризм. А ведь между тем, доходы от туристической деятельности могли бы составить серьезную статью дохода в местный бюджет, что, в свою очередь, позволило бы подумать о реставрации исторической застройки. Очевидно, что это взаимосвязано с Законами как о культуре, так и о туризме, по которым этот вопрос остался открытым и до сих пор не решен.
Таким образом, осмотрев памятники каменной и деревянной архитектуры Котласского и Красноборского районов, можно составить представление о современной ситуации в деле охраны и реставрации уцелевших зданий в исторических поселениях. При полном отсутствии федеральной поддержки и почти полном отсутствии заинтересованности со стороны местных властей, как церковных, так и светских, проблема сохранности памятников кажется неразрешимой. В связи с этим, непонятно, как администрации районов собираются развивать туризм, когда сами туристические объекты зачастую представляют собой руины. По словам директора Черевковского музея, в село перестали приезжать экскурсионные автобусы именно по той причине, что показывать стало нечего – погост практически разрушен, а в исторических домах живут люди, нимало не беспокоящиеся о художественной ценности здания, которое является их собственностью. Тем не менее, наличие столь богатых природных и культурных ресурсов делает такие исторические поселения, как Сольвычегодск, Пермогорье и Черевково уютными для постоянной жизни людей и чрезвычайно привлекательными туристическими объектами.

 

 

 

 

НовостиСектор РИК  Проекты и предложения Малые города и сёла. Поездки. Фотографии О работе Российского ЕКОВАСТ Выставка художественных
работ
Издания ЕКОВАСТ  Сотрудники