ЕВРОПЕЙСКИЙ СОВЕТ по СЕЛАМ и МАЛЫМ ГОРОДАМ
РОССИЙСКИЙ КОМИТЕТ по СЕЛАМ и МАЛЫМ ГОРОДАМ - ЕКОВАСТ
European Council for the village and small town ECOVAST
Russian Committee for the village and small town-ECOVAST
 

 

Проекты и предложения

 
   

СЕМИНАРЫ, КОМАНДИРОВКИ


Российская археологическая экспедиция в Месопотамии

Фотографии к отчету

Человек стал человеком, благодаря выработанной сообществом людей этнической культуре, то в Месопотамии впервые создается государство, вал новых открытий выводят человека на доминирующее положение в природном мире. Не случайно в это время возникают изображения человека, как котят терзающего львов или на поводке ведущего существо похожее на древнего динозавра - диплодока.
Человечество развивалось неоднородно и даже здесь, в самом передовом в то время месте земного шара наряду с земледельцами, строившими свои города, жили еще и люди стоящие на более низкой стадии развития. Вспомните Энкиду из шумеро-хурритского эпоса "О все видавшем…".
Изучать этот период, это значит пытаться понять все те первопричины и основы культуры и цивилизации, которыми мы, сегодня, не задумываясь, пользуемся. А изучать древние памятники Месопотамии одно удовольствие! Мы привыкли к мысли, что вся древность покоиться глубоко под землей и часто бывает трудно предугадать, на что наткнется твоя лопата. Здесь же, в Месопотамии, вся древность возвышается над тобой в виде крупных холмов - теллей. Выбирай себе любой и исследуй! Правда, исследовать Телль, зачастую бывать гораздо сложнее, чем копать напластования земле, потому как сложно без навыка отличить глину от сырцового кирпича, а остатки строения на теллях бывают на разных уровнях.
Телль формируется на протяжении столетий, за счет того, что на одном и том же месте люди строят дома из сырцового кирпича, со временем постройки рушатся и на холме обломков возводиться новое здание. Этот процесс не прекращается и до сегодняшнего дня. Все из того же сырцового кирпича люди и сегодня строят свои деревни у подножий древних теллей, а привлекает их то обстоятельство, что там, где телль, наверняка должна быть не очень глубоко вода. Ведь вода на Ближнем Востоке, это поистине жизнь!
Живя в таких условиях, я бы не сказал что плохих, просто своеобразных, местные жители арабы удивляются, что здесь такое мы копаем? Ведь, по их представлениям вся древность до ислама это всего лишь джахилия - эпоха дикости, а этим постройкам не может быть пять тысяч лет, ну от силы лет триста, ведь и сейчас они живут точно в таких же строениях.
Междуречье Тигра и Евфрата - Месопотамия по-гречески, а по-арабски - Джезира (остров). Это действительно остров земледелия среди окружающих нетронутых плугом пустынь. В древности Тигр и Евфрат назывались Пурати и Идиглит. Здесь древность органично переплетается с сегодняшним днем. В районе города Ар Ракка на Евфрате, до сих пор строят круглые в плане дома с куполом из сырцового кирпича. Точно такой же планировки дома существовали в Северной Месопотамии и на Кавказе в период существования Халафской археологической культуры 5 - 4 тысячелетия до н.э.
С 1975 года российская экспедиция под руководством Р.М. Мунчаева работала в Ираке, где исследовала одно из древнейших для этой местности поселение докерамического неолита относящееся к 8 -7 тыс. до н.э. Телль Магзалия. И в этом же районе (окрестности Синджарского хребта) раскопано несколько поселений 6 - 4 тыс. до н.э. Это был настоящий прорыв не только в Российской, но и мировой исторической науке.
Похожая ситуация теперь прослеживается и с работой на Телль Хазне в Сирии. Раскапываемый культовый город раннединастического периода оказался не разрушенным, а специально законсервированным еще в древности. Строения период III тысячелетия до н.э., оказались сохранившимися на их полную высоту. Люди, уходя из этих мест где-то в 2700 годах до н.э., рассчитывая вернуться сюда вновь, а потому проделали грандиозную работу по консервации своего города.

Археологи: англичанка Джоан Оутс, американец Генри Райт и Мунчаев Рауф Магомедович

Они разобрали деревянные балки крыш, так как дерево, всегда очень ценилось в этом регионе, и засыпали землей все строения доверху. В Египте в это время во всю возводились уже грандиозные пирамиды.
Дело в том, что этот небольшой город, если его можно так назвать, существовал в период с IV и до середины III до н.э. и в то время климат здесь был несколько другой. Сейчас, летом, стоит жара свыше сорока градусов, на солнце же неизмеримо больше, так что металлических предметов не дотронешься. Пейзаж напоминает выжженную пустыню, по которой гуляют в полдень лишь смерчи. В древности же, по ныне пересыхающим летом руслам речушек, плавали небольшие корабли, окрестности были покрыты зарослями кустарника. В речках играла рыба, в камыше повизгивали дикие свиньи, а в окрестностях львицы охотились на диких быков и зазевавшихся путников.
И сегодня русло пересохшей реки называется по-арабски Вади Ханзир - река Свиньи, хотя свиньи исчезли здесь свыше двух тысяч лет назад. Да меткие названия бывают зачастую очень устойчивыми!
В древности, возможно, опасаясь диких животных, люди стали возводить стены из сырцового кирпича вокруг своих поселений. Высота обводной стены вокруг раскапываемого города достигает 5 метров. По современным масштабам это кажется не так уж и много, но если находиться рядом с раскопанными сооружениями Телль Хазны ощущение пространства искажается. Вид этих монументальных строений создает впечатление их грандиозности, и хотя высота Телля всего 16 метров, современная девятиэтажка начинает казаться ничтожной в сравнении с этими формами.
Следует отметить, что и город этот был неординарный, овальный или в виде полуокружности (этот момент уточнит следующий сезон раскопок), он состоит из не жилых, а только из культовых построек. Жилые постройки появляются здесь только на самом заключительном этапе существования поселения, где-то в 2600 годы до н.э. Это, несомненно, были потомки той же культуры, но жили они несравненно хуже, ютясь в небольших помещениях, и использовали они этот телль уже в качестве жилого.
В плане Телль Хазна напоминает овал, дома и храмы, которого обращены фасадами на южную сторону. От древней дороги идущей вдоль русла пересохшей речки мы проходим мимо древнего колодца, затем мимо прекрасно сохранившейся гончарной печи и входим через калитку за оборонительную стену города.
Возле оборонительной стены был найден алтарь в стене с вмонтированным в него черепом быка. Если мы повернем направо то пройдем через весь город по узкой улочке среди восьмиметровых зерновых башен, храмов, других вспомогательных для ритуалов сооружений и выйдем с восточной стороны города через мощную, толщиной в 2,5 метра стену наружу.
Если же мы попытаемся пройти прямо, через мощную культовую башню, то в начале мы попадем в узкое помещенье внутри башни, затем, пройдя через низенький вход, попадем на внутреннюю улочку. От башни идет вымощенная мелким булыжником дорога, она поднимается по специально сделанной через культовую арку насыпи к внутреннему храму, а от него к главному центральному, пока еще не раскопанному.

Работа на раскопе

Древний храм отличался от обычного строения своей трехчастной планировкой и пилястрами, укрепляющими и одновременно украшающими внешние стены сооружения. Обычно он возвышался в центре телля, но было и несколько смежных храмов.
Квадратные в плане мощные зерновые башни завершались куполообразными сводами и являлись предтечами пирамид. Они сохранились на полную их высоту - 8 метров, внутри же их глубина достигает 14 метров! И если на поверхности земли раскаленный летний воздух сжигает все живое, то внутри такой башни невозможно работать без телогрейки.
Возле "верхнего храма" находилась культовая башня, почти доверху засыпанная пеплом с включениями в ней в расколотых глиняных фигурок баранов, бычков и статуэток "богини". Древние земледельцы не приносили в жертву людей, по крайней мере, такой обряд до сих пор нигде у них не зафиксирован наукой, а вот обитающие по соседству кочевники, судя по известным изображениям и библии, в случае какого-либо неординарного события могли принести в жертву своего первенца.
В сезон 2005 года был раскопан скелет мужчины захороненного под полом своего же дома в скорченном положении, головой на запад, лицом на юг, все части тела, которого были обмотаны тканью, подобно мумии. Этот человек, лет 35 жил уже на заключительной стадии существования телля и по заключению антропологов имел очень перетружденную мускулатуру и больной позвоночник. Его зубы были сильно сточены, так как зерно в те времена мололи на каменных зернотерках и, естественно, каменная пыль постоянно присутствовала в хлебе.
Следует отметить, что в более древних слоях, периода существования культового города, на нем не найдено человеческих захоронений. В древнем мире существовало понятие культово-чистого места, и для того чтобы осквернить его перед светлым Началом, достаточно было внести на него хотя бы небольшую часть человеческого трупа.
Стандартный набор инвентаря такого помещенья, фиксируемые археологами это: отпечаток циновки на полу, маленький очажок, огороженный сырцовыми кирпичами, сосуд на очажных подставках, базальтовая зернотерка, обсидиановый ножечек, проколка из кости барана, модель колеса и статуэтка богини и барашка из глины, иногда цилиндрические печати с вырезанным на них геометрическим орнаментом или изображениями козлов или львов, бусы из камня и глины, подпяточный базальтовый камень под дверь в виде толоса. Но иногда находятся и выдающие предметы, например, в 2004 году был найден целый набор изящно выполненных бронзовых инструментов по дереву: топор, два долота, маленькая стамеска и пила.
Ткать, как определили археологи, люди научились еще в 20 тысяч лет назад, поэтому статуэтки богини, что находят на Телль Хазне изображают стройную женщину в тканом платье до пят в бусах и высоким круглым головным убором, напоминающую фуражку без козырька. Видимо, аналогичным образом одевались и местные красавицы пять тысяч лет назад.
Вести археологические изыскания в Месопотамии считается очень престижным делом, ведь, так или иначе, вся праистория Западной цивилизации связанная именно с этим регионом. Здесь работают итальянцы, японцы, англичане и американцы, поляки и бельгийцы. Как правило, экспедиции дружат между собой и хотя бы раз в сезон навещают друг друга.
В пятнадцати километрах от телля Хазана находится телль Брак. Как установили археологи, это был древний крупный административный центр - город Нагар. Здесь уже с двадцатых годов прошлого столетия обосновалась экспедиция из Великобритании. Тогда здесь работал знаменитый археолог сер Маллован Макс со своей женой Агатой Кристи, а сейчас работают англичанка Джоан Оутс и американец Генри Райт.
Одним из интереснейших объектов, раскопанных этой экспедиции, был так называемый "храм ока". Древний храм из сырцового кирпича был облицован изнутри золотой фольгой и в нем были найдены статуэтки в виде пирамидки с двумя толосами на вершине напоминающих два глаза.
Километрах в тридцати работает итальянская экспедиция из Флоренции под руководством Паоло Эмильо Пикорелло. Их методика раскопок отличается от российской. Огромный телль под названием Барри они раскапывают на снос, фиксируя все раскапываемые слои, но не сохраняя их. Они, прошли древнеримские слои, откопали дворец, отделанный плиткой парфянского времени и этот год ознаменовался тем, что пройдя 30 метров в глубь, они подошли к слоям раннединастического периода у самого материка телля, того самого, что на российском телле Хазна является основным. Но к большому несчастью с главой их экспедиции случилось несчастье, проходя по кромке раскопа, Эмильо Пикорелло сорвался вниз и разбился насмерть. Это было потрясением не только для итальянской экспедиции, ведь Паоло Эмильо любили и уважали все, кто его знал здесь.
Следует отметить, что в Сирийской арабской республике очень хорошо поставлено дело охраны древнейших памятников, да и к самим ученым здесь очень хорошо и внимательно относятся. Когда видишь такую организованность и ответственность со стороны государства, невольно начинаешь завидовать белой завистью. Конечно, и здесь существует черный рынок древностей, но в смысле наведения порядка со стороны государства в деле охраны памятников старины, нам еще ой как далеко!
Есть у экспедиции и постоянные друзья из местных шейхов. Один из них Абу Насар живущий в соседнем селе Нурик. Довольно образованный человек, знающий языки и живо интересующийся политикой. Следует отметить, что в арабском мире существует родовая система. В данном случае перед нами шейх из рода шемар. Это один из крупнейших и влиятельнейших родов на Переднем Востоке. Правда, сам Абу Насар человек довольно скромный и откровенный с нами, ведь, мы знаем друг друга уже почти двадцать лет, и он не раз помогал нам, чем мог.
В повседневной жизни археологические раскопки могут показаться не столь романтичными, вместо вожделенных кладов идут все те же бесконечные черепки керамики, сборы золы для анализа, чертежи профилей раскопов, описания найденного и планы построек. Но именно в этом и заключается наука. Исследователь Шах Амиров восемнадцать лет посвятил систематизации и описанию найденной на телле керамики, но именно этот труд становится тем надежным научным фундаментом, на котором будут строить свои выводы последующие поколения археологов.
Каждый телль это древнее поселение со своей уникальной историей. В это период, называемый учеными раннединастический I, была написана самая древняя книга на земле "О все видавшем" со слов Син-Леке-Уннинни, заклинателя". Когда идешь по улицам Телль Хазны невольно вспоминаешь слова из этого эпоса, помогающие понять, чем были для людей живших пять тысяч лет назад эти стены.
Стеной обнес Урук огражденный,
Светлый амбар Эаны священной. -
Осмотри стену, чьи венцы, как по нити,
Погляди на вал, что не знает подобья,
Прикоснись к порогам, лежащих издревле…
Стены Телль Хазны и сегодня поражают своей монументальностью, а какое впечатление они должны были оказывать на жителей в 3 тыс. до н.э.! Когда идешь по улицам древнего города невольно ловишь себя на мысли: "именно древним земледельцам принадлежит заслуга в создании всех тех основ, которыми мы, не замечая того, сегодня пользуемся".
Это была интереснейшая эпоха, человек, вот здесь в V тысяч лет назад изобрел колесо, это изобретение поистине преобразило цивилизацию, Видимо осознавая важность этого открытия, люди в ритуальных целях лепили из глины модели колес в огромном количестве.
Древние Вавилоняне создали календарь, расхождения которого на сегодняшний день составляют всего лишь 3 минуты. Вспомним, что две тысячи лет спустя, был создан Юлианский календарь, расхождения которого на сегодня составляет 13 дней.
В сезон 2006 года на телле Хазна была найдена модель колесницы. По тем временам колесницу можно было сравнить с самой дорогой моделью современной машины! Повозка на четырех колесах, видимо плелась из камыша, и сидеть на ней нужно было верхом, держась за две ручки. К дышлу привязывались два онагра, которые тянули первый в истории человечества колесный транспорт.
И более того, на юге Месопотамии уже возникло первое в истории человечества письмо - клинопись. А здесь, на севере ее пока еще не было, хотя археологи и находят счетные таблички и фишки. Хотя здесь в это же время был популярен орнамент сосудов в виде клинописного ряда, из которого и сформировалась клинопись, и к 1200 годам до н.э. в Угарите развившаяся в первый на земле алфавит.
Где же сегодня потомки тех земледельцев, что обитали на этой земле? Часть их была ассимилирована пришлыми кочевыми народами. Кочевыми, потому что эпоха земледелия в Месопотамии закончилась в античности. Зона активного земледелия неумолимо сдвигалась на север, и вслед за ней на север уходили земледельцы. Не одна империя в мире не существовала более пятисот лет. Неумолимые законы истории формировали на этой земле новую цивилизацию, приспособленную к изменившимся природным и техногенным условиям.

Чертежник - художник экспедиции Д.Ф. Мадуров

 

 

 

НовостиСектор РИК  Проекты и предложения Малые города и сёла. Поездки. Фотографии О работе Российского ЕКОВАСТ Выставка художественных
работ
Издания ЕКОВАСТ  Сотрудники