ЕВРОПЕЙСКИЙ СОВЕТ по СЕЛАМ и МАЛЫМ ГОРОДАМ
РОССИЙСКИЙ КОМИТЕТ по СЕЛАМ и МАЛЫМ ГОРОДАМ - ЕКОВАСТ
European Council for the village and small town ECOVAST
Russian Committee for the village and small town - ECOVAST
 

 

Проекты и предложения

 
   

ПРОЕКТЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ПЕРЕВОДЫ ЕВРОПЕЙСКИХ ДОКУМЕНТОВ (на русском языке)
Translation of the European documents (in Russian)

Йешке Х.П. (Австрия)

ОБНОВЛЕНИЕ  СЕЛ, ГОРОДОВ  И РАЗВИТИЕ  РЕГИОНА: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ  МЕЖДУ ОБЩЕСТВЕННЫМИ   ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ПРОЕКТИРОВЩИКАМИ  И  МЕСТНЫМИ  ОРГАНАМИ  ВЛАСТИ

Введение

В общественном и политическом развитии общества сложилось такое положение, при котором город долгое время «оттеснял» сельскую местность на второй план, несмотря на усилия, предпринятые в обратном направлении. Между тем серьезные изменения, происходящие как в структуре города, так и села становятся все более очевидными. Ниже перечисленные направления отражают эти изменения в общественном развитии: замедленный экономический рост; проблемы демографии и занятости населения; проблемы в районах со слаборазвитой промышленностью и сезонных туристических областях; изменения в социальной структуре общества и системе ценностей; уничтожение культурного наследия и природных богатств: изменения в психологии людей и в подходе к выбору своего места жительства (переезд из города в пригороды, обзаведение вторым домом, ползучая субурбанизация).
Аргументы и анализ, приведенные в данной работе, говорят о том, что региональное и пространственное планирование (которое подвергается иногда нападкам) не потеряет своей значимости. Местные органы власти должны кооперироваться с другими организациями, чтобы предвидеть будущее развитие своего региона на основе регионально-пространственного планирования, помня, что оно очень эффективно.

Обновление села и развитие местного управления: проблемы, цели, принципы. Некоторые проблемы сельской местности

Потеря идентичности. Экономические и технические изменения, происходящие в обществе, оказали влияние как на социальную структуру, так и на систему ценностей в сельской местности. Потеря традиционных связей явилась особенно разрушающей силой. Утрата значимости чувства семьи и сельской общины (которое все чаще играет решающую роль в развитии чувства «дома») в совокупности с возникающими новыми отношениями и новой социально-экономической напряженностью усилили ощущение потери своей идентичности среди населения и вселили чувство неопределенности. Социально-экономические трудности и тот факт, что многие решения на местах принимаются «чужаками», а не местными жителями (особенно там, где много приезжих) означают, что сельская община и ее социальная система не представляются жизнеспособными для ее членов, и, как результат, появляется чувство неадекватности, отчуждения, апатичности.
Деревни, в которых жили главным образом мелкие фермеры, теперь пополняются сезонными жителями. Тогда встают проблемы нового строительства на окраинах сел и социальной интеграции новых жителей, их роли в процессе развития и обновления деревни.
Угроза окружающей природе и сельской местности в Европе. Тенденции по более интенсивному использованию жизненного пространства и его делению функционально усиливаются с каждым днем: ухудшается качество воды, происходит эрозия почвы, здания и дороги поглощают все новые участки земли. В этой связи решающим моментом в регионально-пространственном планировании будет не сохранение определенного участка земли как предназначенного для нужд села или в виде заповедника, а защита всей природы в целом во всем ее многообразии.
Вопросы использования земель под строительство и дороги, а также процесс ползучей субурбанизации должны тщательно анализироваться при рассмотрении продуктивных земель и защите ландшафта. Этот вопрос встает все острее. Анализ схем использования земель под строительство с 1945 до 2000 гг. в Грёден Валей (Италия) показывает, что процент использования земель под строительство с 1945 по 2000 гг. увеличится с 1,4% до 45% (было использовано 18 га, будет — 552 га). В ФРГ за 1200 лет до 1950 г. под размещение 5 тыс. жителей потребовалось 75 га земли, а в последующие 50 лет — с 1950 по 2000 гг. — для размещения 3,5 тыс. жителей потребуется 225 га. Эти цифры и факты требуют серьезного анализа.
Защита окружающей среды и восстановление села. Прежнее чувство родства между производителями и деревенскими жителями было утрачено, а вместе с ним утрачена и готовность принимать какие-либо изменения. Это явилось причиной конфликта в планировании развития сельских районов и обновления сельской местности. Здесь боятся побочных эффектов современной цивилизации, таких как гибель леса, почвы и т. д. Любые изменения, вызванные неправильной эксплуатацией земель, или искажение ландшафта в результате туризма наносят непоправимый вред, например, альпийской экосистеме.
«Беспокойство по поводу образа села», или «прихорашивание». Действия, направленные на «перемоделирование» сельской местности иногда могут принимать форму «волнений по поводу имиджа села», или «прина-ряживания», которые упускают главную цель обновления села. Поэтому можно назвать три ошибки, из-за которых уродуют наши деревни и села, делая из них «китч», и это ошибки не столько самих жителей, сколько проектировщиков.
Уродливые архитектурные детали чаще всего представляют собой симптом издержек рыночной экономики и широко распространенного нежелания обратиться к конструктивным проектам. Самым ужасающим явлением, например, в Германии, является быстрое распространение асфальтовых и бетонных покрытий дорог и мест отдыха. Это присутствует даже в частных владениях, демонстрируя почти всегда отсутствие профессионального решения вопроса.
Субурбанизация на окраинах деревень и сел, которая выражается в строительстве безликих жилых домов и индустриальных комплексов, является результатом официальной политики землепользования и экономического развития, а также социального и структурного планирования в сельской местности.
В такой обстановке, конечно, нельзя винить жителей сел в безвкусном украшении своей местности — раскрашивании домов, разбивке цветников и т. п. Критике должны подвергаться советники, ответственные за контроль за такой деятельностью, которые превращают деревню в третьесортный общественный парк с плохо оформленными плакатами. Но главное, что заслуживает признания в деле обновления сел — это сохранение типичных, традиционных черт данного села и окружающей его среды с использованием простых функциональных мер.
Сохранение местного архитектурного наследия при обновлении села является программой действий с целью сохранения и реабилитации культурного наследия монументальной и ландшафтной архитектуры Европы, принятой семнадцатью министрами культуры Совета Европы на конференции в Брюсселе осенью 1969 г. В дополнение к памятникам и зданиям, представляющим исторический интерес (в том числе центры исторических городов), в ней специально упомянуты сельские территории и места. Эта программа направлена также на сохранение даже незначительных, но имеющих культурно-историческое значение строений (например, домики фермеров, которые исчезают повсеместно).
Вторая категория культурного наследия включает в себя смешанные территории, то есть районы с разбросанными городами и деревнями. Эта программа направлена на охрану не «идиллических картинок», а объектов, имеющих историческое, архитектурное или культурное значение.
В связи с отсутствием данных, необходимых разработок и координации между частными архивами в этой области Совет Европы постановил, что наше культурное наследие может быть сохранено в рамках региональной политики, только если проделана инвентаризация объектов. Это означает наличие сначала упрощенных описей объектов, затем — подробных, детализированных. Подготовка такого рода, которая предшествовала бы принятию плановых решений, всегда игнорировалась как на городском, так и на местном уровнях, и в результате наше культурное наследие пришло в упадок. Сегодня существуют различные методы инвентаризации объектов, которые учитывают или отдельные памятники, или квартал, или охватывают всю местность. Однако в этих исследованиях давно пора прийти к единому мнению и выработать единые критерии отбора.
Обновление села — часть задачи по формированию пространства, в котором мы живем (территориально-пространственное планирование). Культурное и социальное разрушение сельской местности и проблемы сельской среды требуют специальной стратегии. Перекрашивание фасадов, установка фонтанов на центральной площади и т. п. мероприятия являются лишь косметическими средствами и не меняют облика села в целом. Так как прежнее законодательство по управлению развитием сельских мест, защите и ее обновлению применялось бессистемно, то начинать нужно с изменения самой концепции реновации села. Типичным примером могут служить материалы исследования, проведенного в 18 селах Германии, где выяснилось, что только у нескольких глав администраций есть четкое представление о целях их действий. Большинство же не имеет проектов, основанных на долгосрочной стратегии развития сельских территорий, и проводит лишь разрозненные мероприятия.
Обновление села должно быть привязано к общей концепции развития региона и отвечать на вопрос: какова цель восстановления (реновации)? Каковы экономические меры и изменения инфраструктуры, что должно приниматься во внимание, чтобы добиться нужных результатов? Печально, если возобладают сиюминутные интересы «политического планирования», а долгосрочные задачи будут отложены.
Неудивительно, однако, что многие проектировщики и управленцы часто упрощают сложные задачи формирования всей окружающей среды и обновления сел до уровня легко достижимых и быстро дающих внешний эффект мер: расстановка коробок с цветами на улицах, окраска фасадов домов стали приметами времени.
Важно видеть уровни и схему территориального управления и различные уровни планирования в соответствии с концепциями обновления села, ландшафтного планирования и территориального развития.

Принципы и цели развития сельской местности

Цели Совета Европы в такой деятельности могут быть сформулированы следующим образом:

  1. обеспечение хороших условий жизни в сельской местности благодаря регионально-пространственному планированию и соответствующему использованию экономических ресурсов;
  2. новые подходы к развитию сельского хозяйства и лесным насаждениям;
  3. новая экономическая политика, направленная на расширение экономического фундамента жизни;
  4. решение социальных проблем в сельских районах (улучшение условий жизни и труда женщин, проблемы молодежи и стариков);
  5. защита окружающей среды;
  6. защита культурного ландшафта, исторического и архитектурного наследия.

Цели Европейского регионально-пространственного планирования отсылают нас к «Основным направлениям политики регионально—пространственного планирования для сельской местности», принятым на 4-й Европейской конференции в Вене 5-7 октября 1978 г., и Европейской Хартии по регионально-пространственному планированию, принятой на конференции в Испании 20 мая 1983 г., которые провозглашают: достижение сбалансированного социально-экономического развития в регионах; улучшение качества жизни; ответственный подход к использованию природных ресурсов и защита окружающей среды; рациональное использование земель, согласно утвержденным планам.

Центральной фигурой всей концепции регионально-пространственного планирования является человек, его благосостояние и взаимоотношения с окружающей средой. В Хартии перечислены также основные цели развития сельской местности, пограничных районов, слаборазвитых районов и регионов, чья экономика находится под угрозой.

Комментарии к процессу обновления сел в Европе.

  1. Только несколько регионов в Европе имеют официально разработанные программы возрождения сел, но и они находятся в «списке ожидания» и не финансируются.
  2. Обновление сел часто рассматривается как самостоятельная задача, стоящая отдельно от процесса развития местных органов власти и региональной политики.
  3. Во многих регионах Европы существуют механизмы, которые могут быть задействованы в «Кампании по развитию сельской местности» в качестве дополнения или направления некоторых мероприятий в новое русло.
  4. Официальные плоды развития регионов, как правило, не связаны с обновлением сел. С одной стороны, это лишает существующий процесс руководства его эффективности, с другой — конкретные меры по обновлению сел могут быть определены только при условии изменения структуры местных органов власти. Пространственное планирование — это предварительное условие для разрешения задач будущего развития.

Инструментарий и дополнительные принципы восстановления (реновации) сел и развития сельской местности. Основное, что должно быть заложено в проекты обновления — это набор средств, адаптированных к определенному типу села: села на окраинах городов (спальные пригороды), сельскохозяйственные, смешанные села, ориентированные на туризм.
Такой набор средств может включать в себя: пробуждение интереса у жителей и желания приложить хотя бы немного сил, чтобы улучшить свое село; оказание помощи путем консультаций и рекомендаций по планированию без навязывания какой-либо точки зрения; регулирование планирования и строительства; использование общественных фондов для обновления поселения.
Работа с конкретным селом или деревней должна быть интегрирована в программы локального и регионального планирования, так же как и в проекты районных планировок и в программы федерального уровня.
Дополнительные принципы, которые необходимо учесть при восстановлении сельских мест:

  1. расширение социальных исследований в сельской местности, изменение психологии по отношению к окружающей среде, подъем уровня самосознания населения, новый социополитический взгляд на провинцию, дух новаторства, внедрение данных научных исследований в историю села, широкое участие общественности в этом процессе;
  2. сохранение природных условий и защита окружающей среды, обеспечение гармонии в развитии сельского хозяйства и жизнеобеспечении человека, сохранение ландшафтов и земельных угодий, рациональное планирование строительства, защита лесных насаждений;
  3. объединение планов обновления сел и их развития в единый план развития всего сельского района, с учетом концепций развития региона;
  4. сохранение и реставрация архитектурного наследия сел и деревень должно осуществляться в духе уважения к истории и прошлому опыту народа, сохраняя традиции и учитывая специфику данной сельской местности при новом строительстве;
  5. регионально-пространственное планирование и региональная экономическая политика должны быть направлены на: улучшение условий жизни на селе (благодаря развитию инфраструктуры, рыночной экономики, поддержке развития мелкого бизнеса); усиление финансирования с учетом типов сел и их проблем; создание междисциплинарных информационных систем; внедрение новой сельскохозяйственной политики, направленной на удовлетворение спроса населения на сельхозпродукцию;
  6. в области строительства: подготовка квалифицированных советников и экспертов, разработка новых стройматериалов специально для сельского строительства и обновления поселений.

Принципы и начальные шаги для поиска взаимодействия
между общественными организациями, проектировщиками,
частными структурами и местными органами власти
в сфере обновления села и развития сельского региона

В целом можно выделить следующие основополагающие принципы сотрудничества в такой деятельности:

  1. осознание действий с точки зрения общих целей, то есть сохранение и поддержание качественной среды и пространства, в котором мы живем;
  2. информация о структуре местных органов власти и регионах и любых изменениях в них;
  3. информация о факторах, влияющих на пространство и среду;
  4. определение роли общественности (включая местные группы самопомощи и учреждения системы образования), проектировщиков, частных лиц и местных органов власти;
  5. участие жителей в определении и достижении целей развития сел и деревень;
  6. кооперация между местными властями, региональными ассоциациями и т. д.;
  7. участие в региональном планировании и проведении региональной политики в области сельского хозяйства и экономики.

Кооперация между общественностью, проектировщиками и местными органами власти

Общественность. Обновление сел возродило старые формы участия населения и ввело новые аспекты в планирование регионального развития. Более ясной стала двойная функция общественности: 1) участие в базовых разработках, принятии решений; 2) действительное выполнение работы по обновлению и развитии сел.
Участие общественности рождает чувство солидарности в решении общей судьбы людей. Это очень важно. Многое здесь зависит от возможности получения жителями адекватной информации, осуществления ими соответствующих шагов, превращения абстрактных планов в конкретные проекты, возможности участия в региональных планах развития.
Проектировщики. Развитие сельской местности означает прежде всего развитие заинтересованности у жителей региона в осуществлении плана преобразования, понимания конечных целей, средств их достижения и своей роли в этом процессе. Просто назначить проектировщиков здесь недостаточно. Нужен новый подход в планировании, а значит разработка специальных программ подготовки таких профессиональных кадров, включая социальных работников, которые знали бы, как наладить сотрудничество с различными экспертами, профессионалами высокого уровня, как привлечь жителей к участию в программах обновления. Необходимы также базовые научные разработки для определения технических и методолотических вопросов.
Сельские районы. Новые подходы в планировании регионов требуют соблюдения следующих принципов:

  1. политика регионального развития должна содержать новую идеологию «обновления» вместо «экспансии»;
  2. в контексте обновления села районы должны предложить общественности, проектировщикам и их представителям институционализированную платформу как основу для кооперации и совместных действий;
  3. сельские районы должны создавать адекватные фонды для проектировщиков и социальных служб (при финансовой поддержке региона) для планирования и развития сотрудничества всех сторон;
  4. сельские районы должны кооперироваться с региональными планирующими ассоциациями для определения целей региональной политики, готовить квалифицированные кадры и предлагать политикам в регионах комплексные программы сохранения и развития поселений.

Предложения по обновлению села и развитию сельского региона
в соответствии с целями кампании Совета Европы по развитию сельской местности

Основные принципы такой деятельности следующие:

  1. обновление села не является каким-то новым предметом, а лишь новым аспектом мероприятий в регионально-пространственном планировании и расселении;
  2. планам местных органов власти по обновлению сел должны предшествовать научные исследования, учитывающие специфику региона;
  3. планы местных органов власти по развитию сельской местности должны базироваться на новом подходе к политике регионально-пространственного планирования, рынку труда, экономике и сельскому хозяйству с тем, чтобы они вносили вклад в долгосрочные проекты европейского развития;
  4. для поддержки концепций «обновление села» и внедрения новых идей следует вводить комплексную автоматизацию и специальные программы для распространения этой концепции в регионах Европы;
  5. необходимо выработать стратегию для выполнения официальных программ и добиться, чтобы реальное обновление сел стало возможным даже там, где нет разработанных четких программ;
  6. особое внимание должно быть уделено культурной и духовной сторонам процесса восстановления деревни, которыми часто пренебрегают ввиду их сложности.

Работа в общинах, духовное возрождение и интегрированное развитие села. Изменения в окружающей среде требуют сохранения или возрождения деревни как устойчивого социально-культурного пространства, предоставляющего возможность интеграции ее жителей с целью осознания чувства «дома». «Интегрированное развитие села» будет возможным, только если будут поняты и приняты его преимущества по улучшению условий и качества жизни. В дополнение к регионально-пространственному планированию необходимо проведение работы в общинах по привлечению всех жителей к участию в процессе возрождения и развития социокультурной сферы. Это подводит нас к мысли о необходимости укрепления основной единицы общества — семьи и активизации работы фермерских жен.
Расширение социальных исследований в сельской местности становится важным для превращения в реальность политических лозунгов, таких как: самодостаточность, идентификация и т. д. Необходимы реалистичные эмпирические социологические и психо-социальные исследования, которые могут быть различны в зависимости от проблем различных регионов.
История родного края и процесс обновления села. История местности, нашедшая отражение в работе традиционных центров исследования (краеведческих музеев, архивов, региональных отделений обществ по охране памятников), частенько отсутствует в материалах по обновлению деревень и сел из-за недостатка финансов или специалистов. Но научные разработки в области истории и этнографии края, его архитектурного наследия, национальной специфики должны непременно стать интегрированной частью процесса формирования окружающей среды и развития сельского региона.
Система образования взрослого населения. В соответствии с постановлениями ЮНЕСКО по образованию в процессе обновления села, должны быть разработаны программы образования взрослого населения, которые базируются на идее причастности каждого жителя к процессу развития родного края и своего села в частности. Только в этом случае возможен процесс интеграции их жителей.
Средства массовой информации призваны играть большую роль в пропаганде процесса обновлении села и разрабатывать специальные программы, серии передач, как для всего населения, так и для подготовки кадров местных органов власти и политических деятелей к процессу реновации сельской местности. Различные передачи и видеофильмы должны демонстрировать материал, который может быть легко использован в любом регионе Европы.
Одна из таких программ — серия передач австрийского TV под названием «Планквадрат» (квадрат на карте) — была посвящена проблемам 600 жителей одного квартала Вены: организация детских площадок, парков отдыха, реконструкция зданий в этом жилом районе. Съемочная группа провела там целый год, изучая и показывая по телевидению проблемы организации жилого пространства. Многие жители приняли участие в таких передачах.
Финансирование программ и планов развития деревень. Улучшение внешнего облика наших городов и сел часто является в первую очередь не столько вопросом денег, сколько вопросом тщательного планирования и глубоких предварительных исследований. Это влечет за собой большие затраты времени и финансовые ассигнования на разработку планов и программ. И сегодня требуется оценить уровень и стратегию финансирования программ как новые методы перевода затрат на планирование в русло конкретных, прямых затрат.
Обновление усадьбы фермерского дома — одна из главных задач дифференцированной политики реновации села. До сих пор сельская местность не рассматривалась как пространство, которое нужно сохранить в его полноте, а важность местной архитектуры — образцы жилищ, строений и т. д., не характеризующих различные типы рукотворных ландшафтов — явно недооценивалась. Частная усадьба или ферма — не просто жизненное пространство, а пространство для бизнеса с экологическими, экономическими и социальными функциями. Любое решение в области строительства или обновления прямо или косвенно влияет на экономические функции. Поэтому обновление усадеб или ферм следует проводить с учетом основных направлений сельскохозяйственной политики на европейском или национальном уровнях.
Для сохранения таких объектов необходимы: реконструкция или реставрация достаточного количества больших усадеб и ферм; сохранение адекватного пространства между фермами и жилыми постройками, чтобы избежать лишних затрат на защиту жилищ от повреждений; сохранение пространства между фермерским домом и полями; предотвращение, по возможности, строительства вокруг деревни или села, особенно дач, как внутри села, так и между фермерскими домами и полями; охрана природных ресурсов, восстановление разрушенного природного богатства; улучшение транспортного сообщения внутри села и между селами.
Стратегия развития как часть планов развития и обновления села. В настоящее время ситуация во многих странах выглядит ужасной: для строительства самого маленького здания местные власти требуют разрешения на строительство, земельные планы, подробные планы и проекты и т. д. Так происходит с каждым отдельным строением. Но никто не требует единого проекта при реконструкции деревни в целом, никто не отвечает за внешний вид и цельный облик села, где учитывалась бы вся архитектурная гармония поселения. Для правильного решения этой проблемы нужны комплексные программы развития, которые утверждались бы на высоком уровне (см. таблицу).
Улучшение связей между результатами планирования и процессом развития сельской местности может быть достигнуто не только при рассмотрении плана строительства и плана использования земель, а путем наглядного представления схем развития сел и деревень в общем виде. Тогда и органам, принимающим решения, и жителям будут понятны конечные цели и последствия всего процесса обновления сел и развития региона. Генеральный план и анализ внешнего облика села, как и определенная «игра по планированию», дающая возможность жителям наглядно увидеть на фотографиях проект и его конечные результаты, оказываются очень полезными для проектировщиков и управленцев в будущем.
Научные исследования усадеб, форм и типов поселений являются главным аспектом сохранения культурного наследия или обновления сел, но ими часто пренебрегают в последнее время.
Пользуются различными методиками, разными картами, типологиями, разрозненными исследованиями, не связанными между собой. Появляется различная терминология, которая ведет порой к искажению понятий. Отсутствие единого комплексного научного подхода к исследованию поселений, типологии сел, единого специализированного языка и терминологии в данный момент уже привели к негативным последствиям.
Совершенствование системы подготовки данных на более высоком уровне для целей регионального развития означает поиск новых подходов к пространственному планированию и требует использования социо-экономических статистических данных о населении, состоянии окружающей среды, земель и т. д. Поэтому необходима разветвленная система данных по пространственному развитию городов и сел для достижения координированного междисциплинарного сотрудничества. Нужна система географических данных.
Три фактора играют решающую роль в любой новой политике развития сельской местности: это транспорт, рынок труда и демография.

  1. Транспорт — «модель доступности» мест работы, службы и развлечений для жителей, которая является решающим фактором в определении качества жизни — существенный критерий в развитии пространственной структуры.

Возможные пути развития: улучшение организации транспортной системы на основе анализа расстояний: соответствие системы общественного транспорта потребностям населения; стимулирующие меры по изменению расписания движения транспорта; стимулирование изменений в пространственной структуре (продиктованных региональной политикой) и системе общественного транспорта, которые отвечают потребностям в этих изменениях на локальном уровне.

  1. Рынок труда. Необходима более точная информация о ситуации на рынке труда для оценки региональной безработицы, которая является критерием оценки такой ситуации и нуждается в своем улучшении. Более точные статистические данные помогут определять региональную экономическую политику и политику занятости, выявить возможности села в планировании развития сельской местности и обновления села и установить определенный специфический профиль села.
  2. Демография. Изменения в структуре населения влекут за собой далеко идущие последствия во всем обществе в целом, отражаясь на экономике, социальной жизни, образовании, здравоохранении, пространственном планировании и всей социальной и технологической инфраструктуре. Снижение рождаемости следует иметь в виду при изменениях в потенциальной рабочей силе. Продолжающаяся тенденция концентрации населения в городах не может скрыть ожидаемый демографический спад всего населения.

Подготовка специалистов в области техники традиционного строительства, которых обычно не готовят в школах, требует создания для этих целей специальных центров. Более того, в консультационных агентствах должны быть разработаны специальные курсы подготовки экспертов по истории края, по сохранению и развитию городской и сельской среды.
Координированная политика для местных центров городов и сел как база общей региональной политики и планирования в сельской местности является важным этапом в описываемой деятельности. Одним из главных элементов в сохранении равных сбалансированных условий жизни, безусловно, является аналогичный набор благ и услуг для населения. Этот принцип регионального планирования требует координированной стратегии обеспечения населения такими услугами, являющимися характерной чертой местных центров городов или сел. Такие значимые функции включают в себя не только узко экономическое значение торговли, сервиса, но охватывают также области культуры, церковь, образование, право, здравоохранение, спорт, отдых. Именно они определяют жизненное пространство поселения. Очевидно, что система таких городов и сел с широким спектром услуг образует основу качества жизни и, следовательно, основу политики развития в сельской местности.
Всеобъемлющая сельскохозяйственная политика должна иметь своей главной целью не просто разрешение проблем существования, а решение экологических проблем и приведение системы хозяйства в гармонию с природой. Новые методы эксплуатации культурных ландшафтов, поиски решения энергетических проблем должны привести к выработке новых подходов в сельскохозяйственной политике, что является сложной, но существенной задачей в описываемой деятельности по сохранению и развитию исторически значимых поселений.
Интегрирование ландшафтного планирования в процессе обновления села и развития региона. Очевидно, что в будущем в стратегии развития городов и сел, их обновлении решение экологических проблем должно будет занять такое же важное место, как и экономические вопросы. Сельские области и регионы должны отвести центральное место во всей своей политике вопросам открытых пространств. «Забытых земель» или «резервных земель» быть не может, все должно быть учтено. Ландшафтному планированию в процессе обновления сел должно быть отведено особое место. Его исключение из общего планирования равноценно отрицанию экологических оснований нашего жизненного пространства.
Создание карт потенциальных ресурсов окружающей среды является основой защиты природы и ландшафта в контексте регионально-пространственного планирования. В этой связи необходимо осуществить изучение экосистемы, ее реакцию на различные факторы воздействия. При этом предлагается соблюдать следующие принципы: функции и использование жизненного пространства должны быть адаптированы к реальным возможностям среды; при использовании пространства в нескольких целях необходимо обеспечить наименьший вред всей экосистеме.
На картах должны быть отражены различные потенциалы территории: защиты природы, биологической регенерации и урожайности, климатической регенерации, запас редких материалов, потенциал водной системы и рекреации.
Обновление села как новый аспект регионально-пространственного планирования. Процесс обновления сельских мест охватывает широкий спектр проблем, связанных с общественными и частными инициативами, включая реставрацию зданий, обустройство дорог, открытых пространств и т. д. Три инструмента пространственного планирования на локальном уровне (стратегия развития, план использования земель и план строительства) дают возможность местным органам власти использовать дополнительные инструменты формирования жизненного пространства поселений. Причем план использования земель должен быть долгосрочным, междисциплинарным инструментом, так как он координирует использование земель и инвестиции; позволяет местным властям определять приоритеты инвестиций в градостроительство, в планировании инфраструктуры, землепользовании и т. д.: позволяет даже маленьким районам требовать выполнения определенных требований к сохранению их пространства благодаря их собственной стратегии. Многообразие законов и постановлений, относящихся к местным органам власти, может быть понято только как целое в помощь к инструментам пространственного планирования; на локальном уровне управления в планах по землепользованию и в планах строительства не учтены долгосрочные перспективы.
Кроме перечисленных потенциалов имеются потенциалы зон строительства и очистки окружающей среды от загрязнения. Их связь с предыдущими параметрами сложна, и они могут быть внедрены в пространственное планирование, если учтены все параметры — природное окружение, социально-экономические факторы и инфраструктура. Очевидно, что, определяя более тщательно стратегию развития, мы поможем обеспечить большую безопасность и законность генерального планирования как отдельного поселения, так и региона.
Экспериментальный проект «Обновление ферм, деревень и городов». Единственный экспериментальный проект Совета Европы, проведенный под руководством Франца Карасека, Генерального секретаря и Секретаря Европейской Конфедерации по сельскому хозяйству, создан для координации действий общественных организаций, планирующих структур и местных органов власти в области развития сельского региона. Этот проект является вкладом Австрии в «Европейскую кампанию по развитию сельской местности». Он осуществлен Проектной группой по пространственному планированию (техническое обеспечение) и главным отделением Банка в Рейнффейсене, Верхняя Австрия (фермерским кооперативным банком).
Перед началом работы над проектом были определены основные проблемы, стоящие в сельской местности Верхней Австрии.
Каждый день частные и общественные организации принимают решения, которые либо способствуют развитию деревень и сельских районов, либо полностью игнорируют их. Общественные советы, как правило, лишены возможности обдумать то или иное решение, поскольку заняты ежедневными собственными проблемами, а частные структуры имеют собственные задачи. С целью развития селений эти интересы должны быть скоординированы.
В Австрии существуют 2304 сельских района и 17206 деревень. Только около 100 из них имеют официальные или общественные программы развития. В Верхней же Австрии, где 6500 деревень, 2400 ферм нуждаются в обновлении. Такое большое число поселений и сооружений требует как методического анализа, так и разработки приоритетов по их сохранению и развитию.
Проект призван наладить взаимодействие общественности, проектировщиков, частного сектора и местных органов власти в процессе обновления сел, разработать методику планирования и снабдить ею все заинтересованные стороны, значительно расширять участие жителей сел в выработке стратегии развития всего региона и предоставить им возможность реального участия на всех этапах от планирования до реализации проектов.

 

НовостиСектор РИК  Проекты и предложения Малые города и сёла. Поездки. Фотографии О работе Российского ЕКОВАСТ Выставка художественных
работ
Издания ЕКОВАСТ  Сотрудники