ЕВРОПЕЙСКИЙ СОВЕТ по СЕЛАМ и МАЛЫМ ГОРОДАМ
РОССИЙСКИЙ КОМИТЕТ по СЕЛАМ и МАЛЫМ ГОРОДАМ - ЕКОВАСТ
European Council for the village and small town ECOVAST
Russian Committee for the village and small town - ECOVAST
 

 

Проекты и предложения

 
   

ПРОЕКТЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ПЕРЕВОДЫ ЕВРОПЕЙСКИХ ДОКУМЕНТОВ (на русском языке)
Translation of the European documents (in Russian)

Астрид Деболд-Криттер
(Германия)

Отчет о Международной конференции
в Национальном парке «Кенозерский», Архангельская область, Россия 16-21 августа 2005 г.

Международная научно-практическая конференция «Кенозерские чтения — 2005» имела подзаголовок «Культура как значимый фактор сохранения и развития природно-исторической территории и духовного мира Кенозерья» и проходила в деревне Вершинино Плесецкого района Архангельской области.
К работе в конференции были приглашены местные жители и работники парка, эксперты с практическим опытом и исследователи. Среди участников были народные мастера, архитекторы, историки и культурологи, представители местной администрации и неправительственных организаций культуры. Всего в конференции приняли участие более 60 человек, включая представителей Австрии, Норвегии, Польши и Германии, которые выступали с докладами и лекциями, активно участвовали в дискуссиях. Четыре с половиной дня  были посвящены докладам и обсуждениям, за которыми после обеда следовали экскурсии по территории парка с посещением деревень, священных мест, часовен и жилых домов. Для экспертов это также было время обмена мнениями и приобретения новых впечатлений, включая совместные трапезы.
Отдельные заседания конференции были посвящены следующим темам: 

  • Культура как значимый фактор сохранения и развития Кенозерья (пленарное заседание);
  • Памятники истории и культуры как основа развития культурного и сельского туризма в Кенозерье (Секция 1);
  • Социокультурные аспекты Кенозерья: проблемы и решения (Секция 2).

Целью работы было представление национального и международного опыта по развитию партнерства между государством и частными организациями, а также местными жителями в целях реализации социокультурных программ и проектов, направленных на развитие сельских территорий. Предстояло оценить подходы, ориентированные на рост местного потенциала, организацию партнерств и решение проблем культуры с учетом их значимости для Кенозерского парка, и поддержать деятельность в области развития самоуправления в Плесецком и Каргопольском районах.
На открытом заключительном заседании была представлена и после оживленной дискуссии с участием местных жителей утверждена резолюция, выработанная в ходе работы конференции. Резолюция касалась, главным образом, проблемы участия населения, а также содержала предложения по созданию рабочих мест, поддержке местных промыслов и созданию возможностей профессиональной подготовки, а также — по развитию необходимой социальной и технической инфраструктуры.
В день Праздника Кенозерского национального парка на берегу озера были организованы многолюдные деревенские гуляния. Они включали открытие музейной экспозиции «Рухлядный амбар», ярмарку продукции местного производства и разнообразные музыкальные, танцевальные и развлекательные программы.
Конференция была весьма содержательной, а ее щедрые организаторы создали очень гостеприимную обстановку. В национальном парке были созданы идеальные условия для установления контактов и неформального общения, установления взаимопонимания и приобретения впечатлений. Для тех, кто не говорил по-русски, на время конференции был обеспечен постоянный индивидуальный перевод на английский язык и необходимые комментарии, так что иностранные гости были интегрированы в работу неформальным, эмоциональным и необыкновенно гостеприимным образом.
Национальный парк «Кенозерский» был основан 28 декабря 1991 г. Он располагается в Архангельской области на границе с Карелией, площадь его территории, включающей большое озеро, составляет 139 663 га (72?27 км). Парк находится в ведении Министерства природных ресурсов РФ и, как было отмечено, соответствует критериям списка культурного и природного наследия ЮНЕСКО. Это исключительный пример североевропейского культурного ландшафта, на котором осуществляется охрана культурных традиций, народного искусства, экономики и окружающей среды. Парком руководит научный специалист в сфере культуры, обладающий практическим опытом музейного строительства. Директор парка прилагает огромные усилия, демонстрируя личную инициативу и глубокую преданность, для реализации идеи всеобъемлющей концепции сохранения и развития территории и старается вовлечь в этот процесс как можно больше число местных жителей. При этом учитываются знания, накопленные в культурологии, фольклористике, архитектуре, сельскохозяйственных науках, экологии, учитываются экономический и организационный аспекты. Все это представляется также и на международном уровне, о чем свидетельствуют публикации и перевод двух исследований по национальному парку на английский язык.
Контекст проведения конференции определялся текущими социальными, организационно-административными, финансовыми преобразованиями, связанными с общим развитием переходной экономики страны. Как стало понятно из представленных докладов, эти перемены особым образом влияют на культурную политику. Перед лицом движения в направлении маркетинга культуры в глобальном масштабе Министерство культуры и массовых коммуникаций занимает оборонительную позицию. Используя мировые критерии можно сказать, что развитие все больше ориентировано на культуру для элиты (только 6% населения могут посещать театральные представления), а бюджетные расходы на культуру сократились с 3 тыс. рублей до 50 рублей на человека.
Охрана памятников закреплена в российской Конституции. Однако процесс сохранения памятников затрудняется новым законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ. В соответствии с новым законом, часть полномочий в данной сфере передается с регионального на местный уровень власти. Однако необходимые источники финансирования для выполнения этих функций местной властью пока не определены. В то же время бюджет Министерства культуры и массовых коммуникаций сокращается. К сожалению, Министерство не принимало участия в обсуждении данного закона, которое, однако, несет за это ответственность.
Памятникам также угрожает приватизация и те изменения, которые вносятся в новую их классификацию, оказавшуюся под воздействием 131 закона (как в отношении включение их в список охраняемых объектов, так и в отношении финансирования этой деятельности). Статус таких сооружений значительно варьируется в зависимости от региона.
Сегодня не существует программ развития сельского туризма. Два новых закона, регулирующих управление на региональном и местном уровнях (одним из которых является 131 закон), были представлены и проинтерпретированы выступавшими на конференции специалистами применительно к национальным паркам. Если в советские времена законы спускали сверху для их осуществления, то теперь на местном уровне вводится самоуправление. Поэтому конфликт интересов будет проявляться непосредственно на местном уровне, а не в Москве. Насколько я понимаю, местное самоуправление с утвержденным местным бюджетом и полномочиями на момент проведения конференции действовало только в 400 из 25 тыс. поселений. Таким образом, идущая административная реформа страдает недостатком ясности и в вопросах, касающихся охраны памятников. Другой проблемой является создание органов местного самоуправления.
Вопросы собственности являются еще одной сложной проблемой национальных парков. Федеральные власти несут ответственность только за сохранение памятников федерального значения. У территорий больше нет пространства для маневра ниже федерального уровня, отсутствуют средства контроля. Администрации территорий отвечают за медицинское обслуживание и социальное обеспечение, но не могут осуществлять охранные функции на территории национального парка, которая является собственностью государства. В этой сложной ситуации Министерство культуры и массовых коммуникаций старается ускорить создание консультативного органа по вопросам природного и культурного наследия в целях преодоления проблемы изначально слабого межведомственного взаимодействия и сотрудничества.
В ходе заседаний рассматривалась также проблема создания демократической системы управления на всех трех уровнях на основе реализации 122 закона (подробности вопроса оказались для меня неясными). Целью выступления представителя Института экономики переходного периода было привлечение внимания к необходимости создания органов самоуправления на муниципальном уровне и сложности этого процесса, особенно в достаточно специфичных условиях национального парка. Координация планирования с участием экспертов в данном случае совершенно необходима, однако финансовых средств и соответствующих экспертов для этого пока еще недостаточно.
Дополнительной сложностью на территориях парков является то, что деревни и отдельные памятники не зарегистрированы как сельские поселения и, с этой точки зрения, они не существуют как объекты территориального планирования (поэтому они официально числятся находящимися за границами парка).
Отдельные сельские поселения открыто сопротивляются изменению своего традиционного статуса. Они не хотят приобрести статус юридического лица или платить налоги, но из-за этого они не могут быть включены в процесс демократизации. В отдельных выступлениях были представлены инициативные подходы к самоорганизации на территории Кенозерского парка, опирающиеся на добровольное участие местных жителей в данной работе, выполняющих ее на общественных началах. В Резолюции конференции была отмечена деятельность ТОС в сельской местности, включавшая заботу о пожилых жителях, проведение образовательных семинаров, организация малого банковского кредитования и пр. Это стало возможно благодаря хорошим связям между ТОС и властными структурами регионального и местного уровней.
Проблемы людей, проживающих на территории Кенозерского парка, связаны главным образом с недостаточным финансированием создания новых рабочих мест, с высоким уровнем безработицы. Все больше молодежи уезжает, поскольку здесь нет возможности для продолжения учебы. Устаревшая инфраструктура также является тормозом развития местности. В старых деревянных домах не существует общей системы водоснабжения, канализации, недостаточно развита система электроснабжения и телефонизации.
Удаленное расположение национального парка «Кенозерский» и трудность доступа к нему являются как его плюсом, так и проблемой для будущего развития, особенно если речь идет о транспортном, экономическом и социальном развитии (необходимость четырехчасовой автобусной поездки от железнодорожной станции Плесецкая по пыльной, большей частью грунтовой дороге; от станции можно доехать до г. Архангельска за 6 часов и до Москвы за 14 часов).
Отмечу следующие положительные факты и мои наблюдения. Созданная сеть учреждений и организаций для решения проблем Кенозерского национального парка производит большое впечатление. В усилиях по сохранению природной среды и памятников средствами их описания, изучения, документирования и разработки концепций устойчивого развития принимают участие и международные исследовательские учреждения. Для России получить средства Европейского Союза в рамках международного сотрудничества трудно. В малом кредитовании проблемой является возвращение кредита, хотя положительные примеры существуют.
Деревянные дома находятся в должной сохранности, полуразрушенные постройки не уничтожаются. Церкви и часовни заботливо поддерживаются в хорошем состоянии, в исключительных случаях — с международной помощью, например, из Норвегии и Польши. Отдельные, особо ценные постройки принадлежат парку и используются для общественных целей, таких как встречи, учебные занятия или проведение праздников. Новый музей наполнен экспонатами, переданными ему местными жителями. Экспозиция музея выстроена умело, живым и привлекательным образом. Традиционная музыка, танцы, художественные ремесла и традиционная одежда продолжают свою жизнь, что производит очень большое впечатление на гостей парка. Одновременно можно сказать, что открывшийся музей доставил особое удовольствие и самим жителям территории национального парка.

Перевод Т.С.Федоровой

 

НовостиСектор РИК  Проекты и предложения Малые города и сёла. Поездки. Фотографии О работе Российского ЕКОВАСТ Выставка художественных
работ
Издания ЕКОВАСТ  Сотрудники