ЕВРОПЕЙСКИЙ СОВЕТ по СЕЛАМ и МАЛЫМ ГОРОДАМ
РОССИЙСКИЙ КОМИТЕТ по СЕЛАМ и МАЛЫМ ГОРОДАМ - ЕКОВАСТ
European Council for the village and small town ECOVAST
Russian Committee for the village and small town-ECOVAST
 

 

Проекты и предложения

   

КОНФЕРЕНЦИИ

Отчет oб участии в Международной Ассамблее и научном симпозиуме ИКОМОС «Дух места – между материальным и нематериальным наследием» г. Квебек, Канада (28.09 - 06.10.2008)

Участие в Ассамблее и конференции ИКОМОС в Канаде было поддержано
Российским Государственным Научным Фондом – РГНФ,
проект № 08-04-15070з, 2008 г.

Фотографии к отчету

Международный научный симпозиум «Дух места: между материальным и нематериальным наследием» проходил в рамках Международной Ассамблеи ИКОМОС – Международного Комитета по памятникам и историческим местам в г. Квебеке, Канаде.

Этот город находится в Списке исторических территорий ЮНЕСКО, как и российский С.Петербург, Красная площадь Москвы и пр. В Ассамблее, как и в симпозиуме, приняло участие более 800 специалистов из более 100 стран мира. Организаторами и всего мероприятия помимо канадского ИКОМОС (арх. Мишель Боннетт) Архитектор Мишель Боннетт – руководитель и организатор Ассамблеи ИКОМОС и спонсорами выступало правительство Канады, региона и города Квебека и др. организации. С Российской стороны только автор данного текста в единственном числе (к сожалению) представлял нашу страну. Например, от Австралии участие приняли 30 человек. Ассамблея, которая собирается каждые три года, имела обширную программу, включая отчеты работы его руководства за прошедший период, обсуждение работы подкомитетов, планов и состояние наследия в разных странах мира, наконец, отчет и выборы нового руководства, которое заняло почти день. Поскольку я представляла Российский ИКОМОС, то мне было поручено от др. наших членов проголосовать за 5 человек – российских членов во время выборов в последний день работы. Помимо обсуждений во время Ассамблеи и симпозиума были предложены различные экскурсии как по городу Квебеку, так и по его окрестностям, демонстрировались исторические места, сельские территории, музеи, памятники (См. фото). В результате обсуждений и голосований в руководство ИКОМОС на ближайшие три года был избран новый руководящий орган этой международной организации (президент Gustavo Araoz [garaoz@usicomos.org], США; пять вице-президентов, генеральный секретарь Benedicte Selfslagh (Бельгия), вице-президент по финансам Jadran Antolovic (Хорватия) и два Исполнительных Комитета). В завершении 16 Ассамблеи была принята Квебекская декларация и поддержано проведение следующей 17 Ассамблеи ИКОМОС 2011 г. в Иране, г. Истафан. Кроме того, во время работы состоялась встреча подкомитетов, в частности CIVVIH - Комитета по историческим городам и селам, членом которого я являюсь уже более 10 лет. Мною было предложено сообщение о вышедшей в этом году моей книги (при поддержке РГНФ) «Росписи жилых домов Русского Севера». Представление было сделано в программе «Power Point» и нашло поддержку, поздравления со стороны членов этого международного сообщества за изданную монографию. Один экземпляр книги был мною подарен президенту Комитета Рею Бондину (Мальта), второй экземпляр – Вицу президенту Комитета по народной архитектуре Крису Махату (Германия). На симпозиуме «Дух места: между материальным и нематериальным наследием» всего было представлено более 120 докладов, а также на сессии постеров (плакатов) около 200 (Программа симпозиума на англ. языке). Контекст обсуждений, предложенный его организаторами, можно представить следующим образом. Хотя наследие длительное время ассоциировалась с застроенным окружающим пространством и материальной культурой (места, здания и артефакты), в последние годы повсюду в мире возрос интерес к нематериальному наследию (обычаи, представления, выражения, верования, ритуалы, празднества, традиционные знания и умения, пение, музыка, устное творчество и танцы). В 2003 г., реагируя на всплеск такого интереса, ЮНЕСКО приняло и лишь через три года ратифицировало Конвенцию об охране нематериального культурного наследия, направленную именно на охрану и содействие развитию нематериального наследия. В 2003 г. на 14ой Генеральной Ассамблее и Научном Симпозиуме ИКОМОС у водопада Виктория, Зимбабве, темой обсуждения стало сохранение нематериальных ценностей в памятниках и местах их нахождения. Опубликованные документы конференции вызвали интересные дискуссии по поводу концепций, восприятий и управления нематериальным культурным наследием (ИКОМОС 2003). В принятой, как следствие этого заседания Кимберлийской Декларации, ИКОМОС обязался способствовать сохранению нематериальных элементов наследия. А также поддерживать сообщества во всех исторических местах, признанных Конвенцией о всемирном наследии 1972 г. Он также создал Международный научный комитет по нематериальному культурному наследию (ICICH), который недавно подготовил проект Декларации Teemaneng, устанавливающей этические стандарты в идентификации, сохранении, управлении и увековечивании нематериального культурного наследия исторических мест. Сианьская Декларация, принятая Генеральной Ассамблеей ИКОМОС в 2005 г., также отмечает важность нематериального аспекта в признании и сохранении центров мирового наследия.

Доклад О.Севан на Ассамблее ИКОМОС в Канаде

На Квебекской конференции было предложено глубже исследовать и проанализировать нематериальное культурное наследие и его взаимосвязь с материальным наследием с тем, чтобы разработать новые концепции, идентифицировать новые потенциальные угрозы и выработать надежные способы консервации и передачи духа места. Для целей настоящей конференции было дано следующее определение «Дух места - это материальные и нематериальные элементы, которые наделяют данное место значением, ценностью и эмоциями». В чем заключается дух места? Чтобы ответить на этот вопрос, было предложено рассмотреть взаимоотношения между духом и местом, между материальным и нематериальным. Часто допускается, что дух места происходит из одного или другого, т.е. возникает либо из гения его создателя (отдельной личности, группы, сообщества, прародителя или сверхъестественного существа), постоянным присутствием которого отмечено это место, либо берет начало из самого места, что наделяет значением, как его создателя, так и его пользователей. Помимо того, что они произвольно отделяют дух от места, такие подходы стремятся возвысить дух места, представить его как квинтэссенцию, как нечто исключительно, постоянное и статичное. Вместо того чтобы отделять дух от места, нематериальное от материального, и рассматривать их как две противоположности, во время симпозиума участникам было предложено исследовать многочисленные способы, которыми эти объекты взаимодействуют между собой и создают друг друга. Дух, или другими словами гений создателя, создает чувство места, тогда как место в то же самое время питает дух создателя и его создания. Кроме того, помимо создателей имеются и реальные пользователи места, а само место - среда как созданное из материальных (здания и материальные объекты), так и из нематериальных предметов (устные традиции, верования, ритуалы и празднества). Рассматриваемый в качестве относительной концепции, дух места получает множественный и динамичный характер, способность обладать многозначностью, меняться во времени и принадлежать разным группам. Этот более динамичный подход лучше адаптирован к современному глобальному миру, характеризующемуся транснациональными перемещениями населения, возросшими межкультурными контактами и плюралистическими обществами. Эти вопросы исследуют известные философы, антропологи, социологи во всем мире (Роланда Барт, Роланда Барт, Дэниэл Миллер, Кристофер Тили и др.), которые разработали понятие «овеществления», т.е. процесса придания материальной формы абстрактной идее. Делая это, они подвергают сомнению гегельянский принцип о доминировании разума над материей, а также вывод о том, что мысль предшествует созданию материальной формы. Они заявляют вместо этого, что представление о вещи в значительной степени создается в ходе самого процесса создания, в результате движения взад и вперед между абстракцией мысли и материальностью места или объекта. Одно создает другое процессуальным образом. С тем, чтобы более детально рассмотреть эти вопросы, в симпозиуме были обозначены четыре направления или подтемы для размышления и обсуждения, участниками которых были как представители теоретических, так и практических методов работы. Темы обсуждений были следующие: 1. Пересмотр понятий духа и места; 2. Опасности, угрожающие духу места; 3. Сохранение духа места; 4. Передача духа места. Поскольку я участвовала в последней теме, то предлагаю именно ее освящение, поскольку она затрагивала вопросы передачи духа места. Передача – важнейшее условие сохранения, поскольку наследование обеспечивает выживание; если дух места не передается, он часто оказывается заброшенным и исчезает. Хотя передача и является решающим моментом, она в то же время представляет собой деликатную и сложную операцию, поскольку предполагает посредничество и посредников, которые сознательно или неосознанно трансформируют дух места, чтобы лучше сохранить его или завладеть им. Кроме того, различные группы могут завладеть местом, и его дух может быть, таким образом, трансформирован несколько раз на протяжении времени его существования. Как только местом повторно завладевают, и оно начинает рассматриваться в другом культурном контексте, часто в результате нематериальной практики, оно может создать новый дух, новые социальные конфигурации и новых субъектов. Вот несколько вопросов, на которые были предложены к рассмотрению: 4а. Как передается дух места? Каким образом, при каких условиях и в каких контекстах? Какую роль может сыграть образование в процессе передачи? 4б. Пытаются ли хранители/посредники сохранить или трансформировать дух места? Обязательно ли передача влечет ли за собой трансформацию? Если да, то как? Как изменение влияет на аутентичность? Как аутентичность примиряется с изменением? 4в. Кто передает дух места? Владельцы места, его пользователи, или те и другие? Является ли передача результатом желания социально завладеть духом места и рассматривать его в другом культурном контексте? 4г. Какое влияние оказывает передача на наследников? Создает ли наследование новые места, новых духов и новых субъектов? Как мы может возродить дух места? Как мы можем гарантировать, что возрождение места будет способствовать возрождению духа народа, населяющего его? Мною был предложен доклад «Музеи под открытым небом как примеры сохранения и трансмиссии духа места». В настоящем тексте, будучи главным архитектором проекта, в 1970-1980х г. одного из самых крупных российских музеев под открытым небом под Архангельском «Малые Корелы», анализируется ситуация, историю создания музея, современные подходы к таким комплексам, пути решения современных проблем. Представляется собственный метод создания пространства исторической среды, демонстрируя авторское видение трансмиссии духа места в таком комплексе посредством рисования - «вживания в среду» и переносу духа места. В этом процессе и кроется на наш взгляд особенность и методика представления духа места на новой территории искусственно создаваемых деревень - секторов, памятников и даже ландшафтов места, откуда эти сооружения перевозились. Смысл такой авторской демонстрации кроется в последовательном процессе: «чувственного внедрения в среду» - ее изучение – фиксация - проектирование - реализация – контроль – презентация и, наконец – дарение и отчуждение. Тезисы докладов были опубликованы до начала симпозиума, а все доклады и пр. были представлены и розданы на диске среди множества других материалов. Во время конференции и после мною были осмотрены исторические места и памятники г. Монреаля, музеи и выставки города. Данные материалы будут использоваться в дальнейшей работе. Благодарю руководство РГНФ и Отдел филологии и искусствознания за поддержку данной поездки и участия в столь значимом симпозиуме и Ассамблее ИКОМОС.

Канд. арх. Ольга Севан

 

НовостиСектор РИК  Проекты и предложения Малые города и сёла. Поездки. Фотографии О работе Российского ЕКОВАСТ Выставка художественных
работ
Издания ЕКОВАСТ  Сотрудники