ЕВРОПЕЙСКИЙ СОВЕТ по СЕЛАМ и МАЛЫМ ГОРОДАМ
РОССИЙСКИЙ КОМИТЕТ по СЕЛАМ и МАЛЫМ ГОРОДАМ - ЕКОВАСТ
European Council for the village and small town ECOVAST
Russian Committee for the village and small town-ECOVAST
 

 

Проекты и предложения

   

КОНФЕРЕНЦИИ

Отчет о командировке в Красноборский район Архангельской области в августе 2008 г.

Фотографии к отчету

 

В августе 2008г. научным сотрудником сектора Проблем культурной среды поселений РИК Денисовой Н.Л. было проведено исследование социокультурной роли православной церкви на территории сельских поселений Красноборского района Архангельской области. В предыдущие годы Денисовой Н.Л. уже были предприняты поездки в Архангельскую область (Кенозерский национальный парк, пос. Уйма в окрестностях г. Архангельска) с целью сбора материалов по проблеме социокультурной роли церкви на территории сельских поселений Русского Севера. Собирались данные и по социокультурной роли памятников культового деревянного зодчества в жизни местного населения указанной области и вопросам их сохранности.
Для своего исследования специалистом были выбраны следующие исторические поселения Красноборского района – с.Пермогорье, с.Верхняя Уфтюга, д.Шеломя. Сбор архивных и библиографических данных проводился также в районном центре – селе Красноборск, в Красноборском историко-мемориальном и художественном музее им. С.И. Тупицына. В каждом поселении был проведен опрос местных жителей, представителей сельской администрации, в Красноборске было сделано интервью с местным священником, служащим в единственной действующей церкви  в районе – Троицкой. Также во всех исследуемых поселениях были  фотофиксированы сохранившиеся памятники культовой и жилищной деревянной архитектуры.
Согласно историческим данным, в XVI в. вслед за крестьянской и феодальной колонизацией начинается монастырская колонизация земель, расположенных в бассейне р. Северной Двины, в т.ч. нынешнего Красноборского района. Первые упоминания о Красноборске (Красном Боре) относятся к XVII в. В результате екатерининских преобразований был основан Красноборский уезд, входивший  в состав Великоустюжской области Вологодского наместничества. По указу Павла I 1796г. Вологодское наместничество было переименовано в губернию, а земли Красноборского уезда влились в Сольвычегодский уезд. На протяжении XVIII-XIX вв. Красноборск был сначала уездным, потом заштатным городом, центром крупных ярмарок, торговый оборот которых уступал только губернскому городу Вологде. В 1920-е гг. город Красноборск вместе с рядом других городов (Емецк, Холмогоры и пр.) был преобразован в село. В 1937 г. были образованы Архангельская и Вологодская области с центрами соответственно в Архангельске и Вологде. Красноборский район вошел в состав Архангельской области.
К настоящему времени Красноборск в значительной мере утратил историческую застройку, в том числе свою архитектурную доминанту – Спасский собор, снесенный в 1973г. по решению местной администрации. Единственная постоянно действующая церковь на территории Красноборского района –  каменная Троицкая церковь 1812г., расположенная на окраине села. Это типичный сельский приходской храм с сохранившимися росписями конца XIX-начала XX в.  
Что касается других храмов района, то все они расположены на территории различных исторических сел и в большинстве своем находятся в заброшенном состоянии, как каменные, так и сохранившиеся деревянные. Некоторые из древнейших памятников культового деревянного зодчества Архангельской области погибли в последние десятилетия, многие из которых являлись жемчужинами деревянного зодчества Русского Севера. – Владимирская церковь в Белой Слуде, Успенская церковь в Черевкове (Красноборский район), погост в Моржегорах, две церкви в Заостровье (Виноградовский район),  погост Верхний Мудьюг (Онежский район) и др. В этой связи проблема сохранения оставшихся памятников XVIII-XIX вв. становится все более острой.
Центром села Верхняя Уфтюга является погост, состоящий из каменной и деревянной церквей. Обе они посвящены Св. Дмитрию Солунскому и в настоящее время не действуют. Деревянная шатровая церковь (1785г.) была реставрирована по проекту А.В. Ополовникова в 1981-1988 гг. бригадой плотников под руководством архитектора - реставратора А.В.Попова, восстановившим с помощью местных мастеров старинную плотницкую технологию и инструменты, которые и были применены в процессе реставрации. Данная работа опиралась на докторскую диссертацию М.Г.Милославского и на практике были реализованы многие идеи уникального исследователя.  К настоящему моменту состояние храма удовлетворительное, хотя по некоторым позициям он все же нуждается в ремонте, в первую очередь, это касается ступеней крыльца и его крыши (см. фото). В интерьере церкви на полу лежат деревянные рамы иконостаса (иконы увезены в Архангельск на реставрацию). Несмотря на то, что храм не действующий, он является объектом туристического интереса и включен в путеводитель Красноборья как одна из главных достопримечательностей района. Рядом с Дмитриевской церковью в 2005 г. усилиями местных мастеров была выстроена часовня, также посвященная Дмитрию Солунскому. Строительство часовни велось с 1999 г. на пожертвования местных жителей и при участии и помощи местной администрации. Часовня была освящена местным приходским священником о. Валентином и открывается по просьбе жителей по праздникам или по другим нуждам смотрителем часовни. В настоящее время сотрудниками местного Дома культуры ведется активная работа по восстановлению местных ремесленных традиций, регулярно проводятся ярмарки, предпринимаются попытки привлечь как можно большее число туристов. Главным сдерживающим фактом в данном направлении является отсутствие соответствующей  в районе инфраструктуры (качество дорог, необходимого транспорта, гостиниц и питания).
Другая ситуация наблюдается в селе Пермогорье, где расположена одна из древнейших деревянных церквей – Георгиевская церковь 1665 г. Она является частью погоста, расположенного на пойменной территории р. С. Двина, и несколько в стороне от села. И.Э.Грабарь, так же, как и более поздние исследователи, определяет тип церкви как ярусный. На прямоугольном срубе собственно церкви поставлен крещатый срубик. Верхний сруб покрыт крещатой бочкой. Особенность церкви состоит в том, что бочка увенчана вместо обычных в этом случае одной или пяти глав, тремя главами, поставленными по оси север-юг. В 1875 г. церковь была обшита тесом. Ярусный тип церкви И.Грабарь связывает с распространением в Вологодской губернии украинского влияния, т.к. именно в конце XVII-XVIII вв. в связи с переселением в двинские земли украинских беженцев в Сольвычегодском уезде стали возводиться деревянные церкви с отчетливыми чертами украинских строительных традиций (Никольская церковь в Кулиге Драковановой 1748г. (утрачена), Никольская церковь в Едоме 1748г., церковь Афанасия Александрийского в Белой Слуде 1753 г. (утрачена) и пр.). В XVIII в. рядом с Георгиевской церковью была построена каменная двухэтажная Вознесенская церковь и колокольня, которая не сохранилась. Обе церкви в настоящее время не действуют.
Состояние деревянной ярусной церкви представляется критическим и требует скорейшей реставрации (см. фото). Опрос местных жителей, в т.ч. местного библиотекаря К.Лейс, показал, что местное население считает вопросы, связанные с охраной и реставрацией памятника, проблемой властей и православной церкви. Жители села, которым необходимо посещать церковь, при наличии двух имеющихся культовых сооружений, вынуждены ездить на службы в Красноборск, в Троицкую церковь, так же,  как и жители большинства других сел района. В пермогорской школе сотрудниками местной библиотеки проводятся занятия по краеведению, истории села, однако, как показало исследование, в Пермогорье активность жителей, в отличие от Верхней Уфтюги, весьма слабая. Традиции народной живописи и в целом ремесел, которыми Пермогорье славилось в прошлом, в самом селе утрачены. С недавних пор уроки пермогорской росписи для всех желающих проводят сотрудники Красноборского художественного музея.
В д. Шеломя, расположенной близ Красноборска, по инициативе и силами местного ТОС «Шеломя» (под руководством его главы Панова В.А.), были проведены некоторые восстановительно-ремонтные работы деревянной Никольской церкви 1642 г. (см. фото). Церковь можно отнести к ярусному типу, так же, как и родственную ей церковь в Едоме (Красноборский район). На нижнем четверике на невысоком куполе стоит маленький восьмерик, увенчанный барабаном с главкой, также стоящим на куполе. С запада к четверику примыкает трапезная с крыльцом, с востока – пятигранный алтарь. Церковь обшита тесом, купол и главка покрыты оцинкованным железом. Церковь была отреставрирована в 2007-2008 гг. в рамках программы по восстановлению истории и культуры д. Шеломя, разработанной местными активистами, которые увидели именно в деревянной церкви символ собственной истории и архитектурную доминанту окружающего ландшафта. В настоящее время в Шеломя постоянных жителей почти не осталось, дома большей частью используются как дачи в летнее время, поэтому Никольская церковь почти всегда закрыта, за исключением ежегодного дня деревни, когда в Шеломя проводится ярмарка и приезжают как сами владельцы домов, так и их родственники.
Из интервью с о. Валентином, служащим в приходской церкви, следует, что ее основными прихожанами являются люди в возрасте 45-60 лет. При храме действует воскресная школа. Кроме того, о. Валентин вместе с частью прихожан совершает миссионерские поездки не только по району, проводя «музыкальные» вечера в местных домах культуры, включающие в себя беседы о Священном Писании и церковное пение. Что касается вопроса об участии церкви в деле сохранения памятников культового деревянного зодчества, например, в Пермогорье, о. Валентином было высказано мнение, что инициатива должна исходить от местного населения: если церковь «нужна», то она будет восстановлена. Сами церковные власти не берут на себя ответственность за восстановление памятников культового деревянного зодчества – ни моральную, ни материальную.
В целом, по итогам проведенных опросов, можно сделать предварительные выводы о том, что социокультурная роль церкви в Красноборском районе, так же, как и на других исследованных сельских территориях Архангельской области, не выходит за рамки традиционных функций приходского храма и ограничивается проведением церковных служб, обрядов, просветительских бесед с населением. Церковь в основном посещают пожилые женщины, среди молодого поколения интереса к религии не наблюдается. В то же время, как показывает практика в д.Шеломя, интерес к собственной истории у местных жителей нередко подводит к мысли о необходимости восстановления местной церкви или часовни как главного сакрального и «градообразующего» центра зачастую целого «куста» деревень. Таким образом, постепенно формируется самосознание местного населения, чувство своей «малой родины», а также возникают перспективы создания привлекательного для туристов объекта истории и культуры. К сожалению, как показали исследования в различных районах Архангельской области, самоорганизация местных жителей подобно той, что мы видели в д. Шеломя, держится на лидерах, а в их отсутствие всякая инициатива быстро гаснет. Необходима государственная поддержка подобных начинаний, и в особенности поддержка государства и Русской Православной Церкви, тем более что рассмотренные выше памятники находятся на федеральной охране и представляют собой объекты национального и мирового культурного наследия.

Научный сотрудник РИК, член ЕКОВАСТ
Денисова Н.Л.

 

 

НовостиСектор РИК  Проекты и предложения Малые города и сёла. Поездки. Фотографии О работе Российского ЕКОВАСТ Выставка художественных
работ
Издания ЕКОВАСТ  Сотрудники