ЕВРОПЕЙСКИЙ СОВЕТ по СЕЛАМ и МАЛЫМ ГОРОДАМ
РОССИЙСКИЙ КОМИТЕТ по СЕЛАМ и МАЛЫМ ГОРОДАМ - ЕКОВАСТ
European Council for the village and small town ECOVAST
Russian Committee for the village and small town-ECOVAST
 

Проекты и предложения

Издания ЕКОВАСТ
   

КОНФЕРЕНЦИИ

Отчет об участии О.Севан в международной конференции и XX Ассамблее Европейской Ассоциации музеев под открытым небом в Финляндии 22-28 августа 2005 г.

Данная поездка была поддержана Российским Гуманитарным Научным Фондом (РГНФ)
в рамках исследовательского проекта № 05-04-04014а.

Фотографии к отчету

Европейская Ассоциация музеев под открытым небом была создана в году как общественная организация под эгидой ИКОМ. По уставу Ассамблея этой организации собирается каждые два года в разных странах, решая организационные и финансовые вопросы, которые имеются в соответствующих музеях разных стран. Ко времени проведения Ассамблеи приурочиваются научные конференции, на которых демонстрируются исследовательские проекты, идет обмен опытом, и решаются музееведческие задачи самого широкого направления. Как правило, страны, принимающие гостей, демонстрируют свою собственную культуру, традиции и особенности в рамках европейской культуры. Организуются различные поездки и особенно в музеи под открытым небом, как в городах, так и в селах.

 

Участники Ассамблеи в парке - музее под открытым небом Сеурасаари в г. Хельсинки

Музеи под открытым небом были признаны как новым для того времени типом музеев в 1891 г. В этом году Артур Газелиус организовал открытый доступ публики к объектам,перенесенным в Стокгольм на остров Дьюргарден. Это были жилые дома и хозяйственные постройки, которые были вывезены из селения Мора в 1885 г. Этот музей назывался "Скансеном", и позже вновь создаваемые музеи такого типа стали называться именно так.
В результате постепенного развития сложились разного типа музеи под открытым небом. Они могут быть следующие: 1. Музеи перевозимого типа ("скансен"), когда на пустующую специально отобранную территорию перевозятся памятники истории и культуры из других мест. 2. Музеи "in situ", т.е. сохраняющие сооружения на прежних, исторических местах их бытования. 3. Смешанного типа, т.е. в сохраненную историческую среду с наличием уже имеющихся памятников перевозятся дополнительно новые сооружения.
В настоящее время, точнее на 1990 г. в европейских странах в общей сложности насчитывается более 2000 музеев под открытым небом. Среди них есть музеи, имеющие 100, 200 и более объектов, но есть и локальные музеи, в которых сохраняется только один или несколько памятников, например, такие музеи имеются в Скандинавии (провинция Далярна на севере Швеции). Как пишут исследователи, в этой части страны насчитывается 50 музеев под открытым небом. В них сохраняется около 710 объектов, из которых 560 перенесены со своих мест, а 150 находятся в первоначальном окружении. Только в трех музеях имеется более чем по 30 построек; в десяти - более чем по 20.
Анализ и сбор таких данных по европейским "скансенам" сложен. Если предположить, что в каждом музее под открытым небом сохраняется в среднем 10 памятников, то в целом по Европе эта цифра предположительно может составить 21 000. Общественное значение музеев под открытым небом сегодня не вызывает сомнения, и не только сохранением столь большого количества памятников, находящихся под музейной защитой, но и тем социокультурным значением таких комплексов, какое они оказывают на население, детей и приезжающих туристов. Все это достаточно красноречиво свидетельствует о пользе таких музеев для науки и для всего общества.

В соответствии с программой конференции (на английском языке), помимо докладов, которые проходили практически каждый день, был осмотрен ряд музеев под открытым небом разных типов, как в городах, так и в сельской местности.

Музеи Финляндии исторически занимали значимое место в системе развития европейских музеев изучаемого типа. Особым достижением музейного дела считался музей ремесел "Сеурасаари", возникший в 1909. Он являлся предметом гордости финского народа, не имевшего в то время своего государства (страна была разделена между Швецией и Россией). Созданием этого музея его основатель Аксель Олаи Нейкель, известный исследователь финской народной культуры, убедительно продемонстрировал, что финский народ существует и имеет собственную культуру. В это время на территории Финляндии существовало еще четыре крупных музея, в том числе в шведской языковой зоне. В период их создания (в Турку и в Куопио) они скорее отображали шведское влияние культуры, чем собственно финскую.
Количество возникших в тот период музеев в Финляндии точно не установлено. Однако это было благоприятное время для развития музейного дела в этой стране, что выразилось в создании в 1923 г. специального достаточно представительного подразделения Музеев под открытым небом в рамках Союза финских музеев. Среди 12 музеев этого периода, время основания которых известны достаточно точно, особое место занимает знаменитый "Музей ремесел" в г. Турку, открытый в 1937 году. Он был организован в комплексе находящихся на этой территории зданий 1770-1820 гг. постройки, которые представляют широкий спектр хозяйственных и промышленных строений и около 30 различных мастерских. Такой музей и называется музей "in situ" Другие финские музеи, как правило, характеризовались меньшими размерами и имели локальное значение.
В соответствии с программой конференции, прикладываемой ниже (на английском языке), помимо докладов, которые проходили практически каждый день, был осмотрен ряд музеев под открытым небом разных типов, как в городах, так и в сельской местности. А также можно акцентировать внимание не только на сооружениях конца 19 или начала 20 века, которые имеют исторический интерес, но и на постройки в г. Хельсинки, например, Современный выставочный комплекс и Книжная палата. А поскольку столица построена на скалах, то на территории одного из жилых кварталов внутрь скалы между домами встроена Церковь, ставшая примечательным туристическим и культурным комплексом. Помимо богослужения в церкви постоянно проводятся музыкальные концерты и встречи, а в фойе продаются произведения художников, книги, копии икон и пр.

Музей под открытым небом г. Турку
"Музей ремесел на монастырском холме". Улица старого города


В г. Тампере несомненно представляют интерес современные выставочные комплексы, организованные в бывших промышленных зданиях завода. Этот пример является значимым для многих российских городов, где промздания стоят пустые после закрытия фабрик и др. сооружений. Были осмотрены памятники и застройка исторического центра г. Раума, стоящего в списке мирового наследия ЮНЕСКО - это музей под открытым небом "Старый Раума", а также сельские народные музеи и пр.
Мною на конференции был сделан доклад со слайдами "Исследования и сохранения культурного наследия: росписи жилых домов на местах их бытования и в музеях под открытым небом". (Investigation and Preservation of Cultural Heritage: Color Drawings of the Dwelling Houses in Sites and Open Air Museums).

Вид на промышленную застройку XIX в. г. Тампере

Материалы конференции будут изданы в 2006 г.

Программа конференции


Севан Ольга
Кандидат архитектуры
Зав. Сектором РИК
Президент ЕКОВАСТ

 

Новости Проекты и предложения Малые города и сёла О работе Российского ЕКОВАСТ Архитекторы рисуют Издания ЕКОВАСТ